Благотворительный фонд
развития театрального искусства Ю.П. Любимова

Я карьеристка, но по головам не пойду, Наталья Путичева, (5.03.2006)

(Интервью с актрисой Еленой Посоюзных)

Актриса Елена Посоюзных закончила в 2005 году «Мастерскую Юрия Любимова» (РАТИ /ГИТИС) и была принята в труппу Театра на Таганке. Сейчас Елена занята в спектаклях: «Фауст», «До и после», «Идите и остановите прогресс (обэриуты)», «Суф(ф)ле», «СкаZкa», «Скрипач на крыше», а также репетирует роль Антигоны (правда, только в третьем составе) в новом спектакле Юрия Любимова «Антигона». А еще Елена мечтает о Голливуде.

— Елена, вы репетируете «Антигону». Расскажите, как идут репетиции спектакля?
— Репетиции проходят очень интересно. Сами посудите, в последних спектаклях Юрий Петрович всегда на первый план выносил, прежде всего, форму, а с «Антигоной» все по-другому. Сейчас Юрий Петрович требует от нас больше искренности, личностных переживаний. «Бери себя и вкладывай в роль», — говорит он нам. Помню, на одной репетиции он спрашивал у Маши Матвеевой (Прим. : репетирует роль Исмены, которая хочет похоронить своего брата): есть ли у нее самой брат или сестра, и чтобы она чувствовала, если бы кто-нибудь из них был на месте Полиника? Я сразу представила себе эту картину — стало страшно.

— О чем ставит «Антигону» Юрий Любимов?
— «Антигона» — о любви, о взаимоотношениях в семье. А это сейчас очень актуально. Любовь Антигоны уничтожила уверенность правителя Креонта, веру в него народа. Креонт сам во всем виноват, но делает так, что народ чувствует себя виновным. Очень похоже на взаимоотношения в мире, в семье.

— Елена, раз Вы заговорили о семье, давайте поговорим о Ваших корнях — откуда Вы родом?
— Я родилась в городе Ишим Тюменской области. Моя семья не актерская, а я об этой профессии мечтала с 5-и лет.

— Что послужило поводом?
— Не поверите? Фильм «Гостья из будущего». Мне так он понравился.

— Почему же не поверю — поверю. Я сама его в детстве очень любила. Хорошее детское кино.
— Я воображала себя главной героиней фильма, и как Алиса Селезнева бегала по нашему городу с мелафоном-коробочкой от маминых украшений (смеется). Дальше была театральная студия в 11 классе, а после школы театральный институт в Екатеринбурге. Никто не верил, что я поступлю, а я поступила. Но сразу в Москву ехать испугалась, хотя была уверена, что буду учиться в Москве. И после окончания института я приехала в столицу.

— В том, что будете учиться у Юрия Любимова тоже были уверены?
— Честно сказать, нет. Когда я училась в Екатеринбурге, то мы изучали Театр на Таганке. Но я даже предположить не могла, что могу попасть к Любимову. Юрий Петрович для меня был и остается легендарной личностью. Хотя некое предчувствие все-таки где-то было. К сожалению, до поступления на Таганку я спектаклей Юрия Любимова не видела, так как, несмотря на то, что в Екатеринбурге я смотрела запоем все спектакли — и местные, и гастрольные, — но Таганка к нам не приезжала. Тогда я положилась на судьбу.

— Кажется, судьба к Вам благоволила?
— Да? Еще меня выручило музыкальное образование. На конкурсе была девочка примерно моего типажа, которая пела цыганскую песню и пела очень хорошо, но я благодарна Юрию Петровичу, что он отдал предпочтение именно мне? А на сцену Театра на Таганки я вышла, как и все мои сокурсники уже в конце первого курса в спектакле «Фауст», а потом постепенно нас стали вводить и в другие спектакли.

— С режиссером Юрием Любимовым работать сложно?
— На репетициях Юрий Петрович всегда предлагает самим попробовать свои силы, но при этом он может актера резко остановить. Помню, когда я репетировала Цветаеву для спектакля «До и после», то у меня сначала был страх, что я сделаю что-нибудь не так. Я очень боялась ошибиться, и тогда Юрий Петрович начал работать со мной отдельно. Он работал со мной очень много, много и интересно рассказывал о персонаже, и мой страх постепенно ушел. Юрий Петрович замечательно рассказывает и показывает. Он — глобальный мастер. У него огромнейший опыт. Мне очень нравится его слушать. А когда он рассказывает истории из своей жизни или о своих встречах с известными людьми, то просто невозможно оторваться. И что удивительно — несмотря на почтенный возраст, Юрий Петрович легко может завести любого актера. Не каждый молодой на такое способен. А еще мне очень нравится, что он непредсказуемый, и это отражается на его постановках.

— Вы часто смотрите спектакли, в которых сами не играете?
— Любимые спектакли я могу смотреть помногу раз. «Евгения Онегина» больше 30 раз смотрела. Мне интересно наблюдать за изменениями, которые происходят. Считается, что если стал актером, то стал и критиком одновременно, а я смотрю как обычный зритель, и мне это нравится. Еще очень люблю «Живаго». Помню, когда я первый раз увидела этот спектакль, то воспринимать его мне было тяжело, так как я пришла неподготовленной. А сейчас, благодаря Юрию Петровичу я много узнала, и мне «Живаго» очень нравится. Я безумно люблю музыку, которая там звучит, атмосферу, саму постановку в целом.

— А таганские актеры помогают вам?
— Конечно. Можно сказать, что беседы идут круглосуточно. И Шаповалов, и Золотухин? И Сабинин нам очень помогал, занимался с нами, ведь нам в ГИТИСе не хватало актерской школы, так как педагоги постоянно менялись… Хотя кто хочет научиться — тот научится. Мы сами у актеров учимся. Мне, например, очень нравится Любовь Селютина. Она очень хорошая драматическая актриса. Когда я вижу ее на сцене — я ей всегда верю. В «Медее» я все время плачу. Очень нравится смотреть, как Анна Агапова работает. В «Живаго» есть сцена объяснения Лары с Живаго, и Любовь Селютина читает письмо, так слезы у всех на глазах, даже у Золотухина и Агаповой. У Селютиной очень развиты актерские болевые точки, которые она талантливо использует. Я у нее многому учусь.

— А сейчас наш традиционный блиц опрос. Ваш любимый писатель?
— Федор Достоевский

— Произведения?
— «Братья Карамазовы» и «Идиот».

— Поэт?
— Сергей Есенин.

— Художники?
— Ван Гог, Да Винчи, Дали.

— Предпочтения в музыке?
— Люблю все кроме шансона.

— Ваша мечта?
— Голливуд.

— Голливуд???
— Хочу сняться в Голливуде! Не удивляйтесь так, я всегда ставила себе, на первый взгляд недостижимые цели: Хотела стать актрисой, поступить в театральный институт — никто не верил, а я поступила. Хотела учиться в Москве — все смеялись, а я попала на курс к самому Любимову. А теперь хочу сниматься в Голливуде — и пусть недоброжелатели смеются? Если судьба, то я туда попаду. Я верю, что, если очень сильно чего-нибудь захотеть и делать для этого что-то, то обязательно желание исполнится.

— А как же ваше желание попасть в Москву?
— Москва категорически не мой город. В определенный момент я разочаровалась в нем. Вот мы были в Киеве, так я влюбилась в Киев: в город, дома, улицы, Крещатик. А Москва — попсовый город. Неслучайно, Воланд говорил, что москвичей испортил квартирный вопрос.

— Что же Елена, желаю исполнения Вашей глобальной мечты, а каковы Ваши ближайшие планы?
— Хочу работать, много работать, сниматься, сыграть драматическую роль — я карьеристка в хорошем смысле слова, но по головам не пойду.

Наталья Путичева, 5.03.2006