Благотворительный фонд
развития театрального искусства Ю.П. Любимова

Тень Его уже распяли, скоро и Его распнут, (1.04.2010)

Театр на Таганке — рыцарь черного занавеса. К нему, к этому занавесу много лет обращал Гамлет свой взор со словами «быть или не быть». Много лет задавал Гамлет этот вопрос и много лет БЫЛ. Так же как и театр во главе с Юрием Петровичем Любимовым.
Теперь этот занавес сопровождает героев спектакля «Мастер и Маргарита». То он — участник дьявольской круговерти Воланда и его присных, то — полет Маргариты и Наташи, то — провозвестник страданий Иешуа.
Сцена допроса Иешуа — одна из самых центральных и сильных в романе Булгакова и в спектакле Любимова, который сумел добиться игры не только от актеров и предметов, но и от их теней. Стоит на фоне черного занавеса Иешуа, и тень его ложится на белую стену с крестом, на котором скоро быть ему распятым за весь род человеческий, потому и крест такой большой. Но что это? Он, еще стоящий здесь и разговаривающий с Пилатом, уже распят! Нет пределов величию занавеса — этой «огромной безликой силе, с которой не сладить ни Гамлету, ни королю». Тень одинокого черного креста отбрасывает занавес на белую стену, на которой уже тень Иешуа, и эти две тени — распятый на кресте сын божий!
Спектакль Любимова рассказывает не только о казни и воскресении Христа, но и о надежде на воскресение человека. Иванушка, который в сцене на Патриарших сидит на кубе с буквой «В», предстает ярым атеистом, после всех событий, после встречи с Мастером не станет больше писать стихов, и если не кардинально изменит свою жизнь, то хотя бы по-новому взглянет на нее. Куб с буквой «В», воскресе…!
А в финале произойдет то, чего никто не может ожидать: Воланд, рассказывая Мастеру о его дальнейшей судьбе, поклонится стоящему тут же на сцене Иешуа! Что означает это: покорность сыну божьему, насмешку над ним, а может быть поиск, этот вечный поиск дьяволом Бога? Любимов задает эту загадку нам всем, чтобы каждый смог найти на нее свой ответ. Но воистину «здоровье Воланда!», ибо он поклонился Иешуа!

Александр Абрамов,
научный сотрудник
музея-квартиры В. Э. Мейерхольда

1.04.2010