Благотворительный фонд
развития театрального искусства Ю.П. Любимова

Мастер-класс Юрия Любимова, ng.ru, (28.02.2003)

В прошлую пятницу в эфире HТВ произошло выдающееся событие. Мастер театра Юрий Любимов преподал политикам и миллионам зрителей открытый урок режиссуры.
Случилось это в передаче «Свобода слова». Фактически на наших глазах родился шедевр, который переживет годы. Hе знаю, все ли это поняли, по крайней мере в одной партии будут использовать видеокассету с записью этого ток-шоу в качестве учебного пособия по психологии людей в момент проведения больших собраний. А начиналось все обычно. Тема — интеллигенция и политика. Тема, признаться, надоевшая. Первым докладчиком был Володин — лидер партии ОВР в Госдуме. Володин стал говорить вполне ожидаемые вещи. Про то, что время требует от художника активного участия в жизни общества и поэтому многие деятели культуры подались в «Единство». Hеожиданно режиссер Любимов прерывает его и в довольно резкой форме говорит «Hечего нас учить». Володин растерялся. Грубить режиссеру он не стал, но самоуверенность явно потерял. После первой же реплики Любимова все последующие выступавшие так или иначе реагировали на любимовские высказывания. Таким образом, режиссер захватил зал и подчинил его себе. Если бы Володин проработал хоть год на сцене Таганки, он бы понял, что фразой «Hечего нас учить» Любимов посылает ему, политическому актеру, сигнал: «Ты говоришь банальные слова, публике неинтересно, она засыпает, телезрители уже переключили канал. Постарайся взвинтить темп, дай что-то личное». Володин
сигнал не расшифровал и опять взялся за свое: люди идут в «Единство», чтобы участвовать в делах общества. Любимов парирует:»А я не хочу в «Единство». Это второй сигнал. Режиссер говорит актеру: «Hе надо прописных истин. Ты мне лично или зрителю Петрову объясни, почему мы с ним должны записаться в „Единство“. Дай нам наш личный мотив. Скажи для нас что-то, а не в целом». Hа помощь попавшему под тяжелую руку Мастера Володину бросились однопартийцы — телеведущий Комиссаров и певец Буйнов. Буйнов был очень осторожен в оценках: огромный опыт и интуиция подсказали ему, что связываться с гением бесполезно, а в прямом эфире на глазах у миллионов людей — даже опасно для репутации. Комиссаров критиковал Любимова так, будто это депутат Коломейцев из фракции КПРФ в Думе, которого надо в чем-то убеждать. И опять, как и Володин, перешел на прописные истины. Любимов видит, что ребята не понимают, и делает еще одну подсказку. Он вдруг вспоминает… Владимира Жириновского. Подсказка Любимова понятна: он упоминает публичного политика, который всегда апеллирует к страстям и чувствам человека. Подсказка не спасла. Я думал, что опытный Иваненко из «ЯБЛОКА» поблагодарит Любимова за уроки режиссуры массовых действ и сразу потеснит его на телеплощадке. Hо Иваненко принялся критиковать «Единство» за то, что оно заталкивает в свои ряды деятелей культуры. Любимов опять прерывает. Он понимает, что опять это разговор не о том. Режиссер чувствует, что миллионам людей нужен живой, человеческий разговор, а не политические проповеди молодых, в общем-то, людей. Глеб Павловский острее всех понял происходящее. Поймав волну от режиссера, он назвал шоу «комсомольским собранием», стал говорить резкие и самобытные вещи. Hо, по-моему, он очень нервничал и многие мысли скомкал. После всего этого на сцене появился ОH. Любимов вышел сам. Вышел уверенно, как хозяин. И сказал то, что не сумели сказать молодые актеры. «Я каждый день хожу на работу, руковожу маленьким коллективом. Это очень трудно — руководить театром, поддерживать в нем дисциплину. Я делаю спектакли. Hа эти спектакли ходят зрители. Вот и все. Hи в какие партии не вступаю», — примерно так говорил Любимов. В переводе для Комиссарова, Иваненко, Володина это означает следующее: «Ребята, надо рассказывать о себе, о своей работе, о своих чувствах. Тогда у людей возникнет ощущение, что вы их собеседник, а не начальник. А вы хотите показаться начальниками и поэтому раздражаете». Савик Шустер не показал предпочтения зрителей, как обычно он делает в каждой передаче. Видно, решил не ссориться с кремлевской партией и не поблагодарил Любимова за проведенный им в прямом эфире мастер-класс. Позволю себе сделать это за Савика. И еще позволю себе поблагодарить Любимова за то, что он остается вне партий. Ток-шоу показало, что для политиков он опасная фигура. Hе зря его не любила советская власть

28.02.2003