Благотворительный фонд
развития театрального искусства Ю.П. Любимова

Квинтэссенция театральности. «Литературная Россия» № 17-18, (1.05.2009)

ИЛЬДАР САФУАНОВ ЗОВЁТ В ТЕАТР.

Сказки. Театр драмы и комедии на Таганке. Постановка и сценография Юрия Любимова.

У театра на Таганке добрая традиция: каждый год ко дню рождения театра готовить новую постановку. Нынче — к сорокапятилетнему юбилею — инсценированы сказки зарубежных классиков.

Юрий Любимов готовит зрителям сказочный подарок
Театру не привыкать создавать инсценировки прозы — ведь, начиная с первых лет существования коллектива, он прославился постановками по замечательным прозаическим и публицистическим произведениям: вспомним «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида, «Что делать?» Николая Чернышевского, «Обмен» и «Дом на набережной» Юрия Трифонова, «Живой» Бориса Можаева, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, инсценировки по Гоголю, Достоевскому, Булгакову.
Можно по-разному относиться к Театру на Таганке и творчеству Юрия Любимова, но одно неоспоримо: на спектаклях этого мастера никогда не бывает скучно. Каждый момент представления наполняется содержанием.
Режиссёр, прославившийся заострёнными спектаклями по злободневному материалу, создал представление умиротворённое и сентиментальное, взяв за основу красивые, трогательные сказки Ганса Христиана Андерсена — «Русалочка», Оскара Уайльда — «Счастливый принц» и Чарльза Диккенса — «Рождественская песнь в прозе» и «Сверчок на печи».
Спектакль тематически распадается на две половины, поскольку типологически сюжет сказки Андерсена близок к сюжету сказки О. Уайльда (в обеих главные героини жертвуют собой ради счастья других). И даже Принца в них играет один и тот же актёр — Константин Любимов. Соответственно, схожи и сюжеты произведений Диккенса (в обоих холодные, чёрствые, одинокие скупердяи Скрудж и Тэклтон под влиянием увещеваний оттаивают сердцем, обретают друзей и душевное тепло).
В спектакле гармонично соединены и визуальный ряд, мизансцены, музыка (Владимир Мартынов), цирковые элементы: актёры научились прекрасно прыгать на батуте. Ярко, экспрессивно, пусть с налётом детской наивности, играют своих персонажей неувядаемые ветераны театра Алексей Граббэ (Мэр в «Счастливом принце», Скрудж), Тимур Бадалбейли (Тэклтон) и Дмитрий Межевич (Калеб).
Особенно радует, что этой постановкой Юрий Любимов перекидывает мостики к великим предшественникам. Чутьё маститого режиссёра подсказало беспроигрышный выбор «Сверчка на печи» для концовки. Почти сто лет назад, в 1913 году по этой повести Диккенса двадцатишестилетним Борисом Сушкевичем был поставлен знаменитый спектакль Первой студии МХАТ с участием замечательных, молодых тогда, актёров. Калеба играл двадцатидвухлетний Михаил Чехов, Тэклтона — тридцатилетний Евгений Вахтангов.
Впоследствии, уже из Третьей студии МХАТ, родился театр Вахтангова с бессмертной сказкой «Принцесса Турандот» Карло Гоцци, где актёры также кувыркались, звучала жизнерадостная музыка.
«Сказки» Юрия Любимова можно смело уподобить этим легендарным постановкам. Волшебные сюжеты, лёгкость, музыка, темп, ритм — квинтэссенция театральной стихии, и театр на Таганке к своему очередному юбилею дарит праздник своим зрителям.

1.05.2009