Интернет-портал «Persona grata»: «Сумма всех событий равна бесконечности»

Оригинал текста
Столетие со дня рождения Юрия Любимова отмечалось вчера и много дней до вчерашнего дня. Это был театральный деятель из числа тех, кто образом мысли, жизни, творчества не дает обществу застояться, все время его встряхивает. А сегодня разные культурные институции переосмысливают его вклад в нашу действительность, каждый причастный желает внести свой вклад в чествование его памяти. Зоя Апостольская суммировала события любимовского юбилея. Концерт «Посвящение Любимову», который в день рождения режиссера прошел в Большом театре, стал кульминацией юбилейного года. Этот символичный поклон реформатору не только драмы, но и оперы составили из произведений композиторов, с которыми Юрий Любимов работал и дружил. Место проведения тоже не случайное. «Юрий Петрович поставил в этом прекрасном Большом театре спектакль на музыку Бородина "Князь Игорь", который до сих пор в репертуаре», - рассказывает президент Благотворительного фонда по развитию театрального искусства Юрия Любимова Каталин Любимова. «Князь Игорь» - последняя режиссерская работа Юрия Любимова. Из-за его болезни дату премьеры перенесли на полгода. Она состоялась в июне 2013-го, почти за полтора года до смерти. «Он сделал Кончаковну такой воинственной дочерью хана! Он сказал, что ты представь себя рысью в степи. И от этого делался рисунок роли, рисунок хореографический: как она ходила, как она размахивала этим хлыстом. Нам выписали специальных дрессировщиков из цирка», - вспоминает солистка оперной труппы ГАБТ Светлана Шилова. Юрий Любимов, рожденный в год революции, «мятежничал» и в театре. Искал новые формы, втягивал зрителя в другую реальность, свою, революционную. В 1965-м Любимов поставил «Десять дней, которые потрясли мир». Действие начиналось уже на площади у метро. На входе в театр стояли солдаты, накалывали билеты зрителей на ружейные штыки. Владимир Высоцкий играл несколько ролей - анархиста, часового, матроса и Керенского. Посмотреть сначала новый спектакль Максима Диденко «10 дней, которые потрясли мир» возможно. А вот увидеть его целиком нельзя. Действие происходит сразу в нескольких точках выставки «Любимов и время». «Основная метафора в том, что зритель - это Джон Рид, который ходит по Петербургу. В зависимости от того, куда он пойдет, то он и зафиксирует в своей памяти и такую картину составит», - объясняет режиссер Максим Диденко. Этот не реконструкция любимовского спектакля. Он посвящен режиссеру, но самостоятелен. Максим Диденко хоть и изучил либретто к спектаклю на Таганке, но поставил, как говорит, свободную фантазию на тему революции. В Театре на Таганке тоже революция. Ко дню рождения Любимова совершен «технологический прорыв». Скоро здесь заработает система виртуального просмотра спектаклей через специальные очки. Теперь по мановению руки каждый зритель может познакомиться и с прошлым театра, и с настоящим, и с будущим. Тот самый знаменитый кабинет Юрия Любимова, исписанный от пола и до потолка, теперь вынесен и зрителям. Виртуально. 12 проекторов транслируют в фойе второго этажа автографы великих - Андрея Тарковского, Артура Миллера, Анны Маньяни. Начало этой традиции положил Андрей Вознесенский. Прямо при Фурцевой на только что отштукатуренной стене написал чистую правду. «Это наша самая любимая запись, она над столом Юрия Петровича, над его креслом: “Все богини как поганки перед бабами с Таганки”. В этом театре всегда были очень красивые актрисы», - улыбается заслуженная артистка России Анастасия Колпикова. Так что теперь на Таганке есть Интерактивный музей. Когда появится реальный - неизвестно.